Методические рекомендации

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

по вопросу защиты детей от жестокого обращения

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения  с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьмидействия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Виды насилия над детьми:

Физическое

 

Сексуальное

Насилие над детьми

 

Отсутствие заботы

(пренебрежение основными потребностями ребенка)

 

Психическое (эмоционально дурное обращение)

Физическое насилиенанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Признаками физического насилия над ребенком являются: 

Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие)

Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей)

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)

Основные типы травм:

На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

На голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждения. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

в возрасте 0-6 мес. отмечается:

малоподвижность

безразличие к окружающему миру

отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы

редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

в возрасте от  6 мес. до  1,5 лет:

боязнь родителей

боязнь физического контакта со взрослыми

постоянная беспричинная настороженность

плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки

в возрасте от 1,5 до 3 лет:

боязнь взрослых

редкие проявления радости, плаксивость

реакция испуга на плач других детей

крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

в возрасте от 3 до 6 лет:

примирение со случившимся, отсутствие сопротивления пассивная реакция на боль

болезненное отношение к замечаниям, критике

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость

псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)

негативизм, агрессивность

лживость, воровство

жестокость по отношению к животным

склонность к поджогам

в младшем школьном возрасте:

стремление скрыть причину повреждения и травм

одиночество, отсутствие друзей

боязнь идти домой после школы

в подростковом возрасте:

побеги из дома

суицидальные попытки (попытки самоубийства)

делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение

употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств

Особенности поведения родителей или попечителей,

позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

 

  • Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и желание внести ясность в происшедшее
  • Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица
  • Обвинение в травмах самого ребенка
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.)

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

·        не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

·        ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

·        нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

·        не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

·        устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - это: постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:

задержка физического и умственного развития

нервный тик

энурез

печальный вид

различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология)

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии над ним относятся:

беспокойство или тревожность

нарушение сна

длительно сохраняющееся подавленное состояние

склонность к уединению

агрессивность

чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение

угрозы или попытки самоубийства

неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников

плохая успеваемость

низкая самооценка

нарушение аппетита

 

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0