Методические рекомендации
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по вопросу защиты детей от жестокого обращения
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:
«Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:
a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.
1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка
В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.
Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Виды насилия над детьми:
Физическое |
|
Сексуальное |
|
Насилие над детьми |
|
Отсутствие заботы(пренебрежение основными потребностями ребенка) |
|
Психическое (эмоционально дурное обращение) |
Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Признаками физического насилия над ребенком являются:
Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие)
Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей)
Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)
Основные типы травм:
На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
На голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждения. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
в возрасте 0-6 мес. отмечается:
малоподвижность
безразличие к окружающему миру
отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
в возрасте от 6 мес. до 1,5 лет:
боязнь родителей
боязнь физического контакта со взрослыми
постоянная беспричинная настороженность
плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки
в возрасте от 1,5 до 3 лет:
боязнь взрослых
редкие проявления радости, плаксивость
реакция испуга на плач других детей
крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности
в возрасте от 3 до 6 лет:
примирение со случившимся, отсутствие сопротивления пассивная реакция на боль
болезненное отношение к замечаниям, критике
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
негативизм, агрессивность
лживость, воровство
жестокость по отношению к животным
склонность к поджогам
в младшем школьном возрасте:
стремление скрыть причину повреждения и травм
одиночество, отсутствие друзей
боязнь идти домой после школы
в подростковом возрасте:
побеги из дома
суицидальные попытки (попытки самоубийства)
делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение
употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств
Особенности поведения родителей или попечителей,
позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и желание внести ясность в происшедшее
- Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица
- Обвинение в травмах самого ребенка
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.)
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Признаки отсутствия заботы о ребенке:
· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
· нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
· не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - это: постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:
задержка физического и умственного развития
нервный тик
энурез
печальный вид
различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология)
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии над ним относятся:
беспокойство или тревожность
нарушение сна
длительно сохраняющееся подавленное состояние
склонность к уединению
агрессивность
чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение
угрозы или попытки самоубийства
неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников
плохая успеваемость
низкая самооценка
нарушение аппетита