Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Общение жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируются представления о других людях и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Потребность в общении у ребенка проявляется рано, и ее содержание формируется и расширяется с возрастом.
Общение со сверстниками ребенок реализует в основном в совместных играх. Игра становится для детей своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему желанию объединяются, действуют, осуществляют свои замыслы. Потребность в совместных играх является благоприятным фактором для формирования положительных взаимоотношений, а игровую деятельность можно рассматривать как основное средство влияния на стабилизацию этих отношений.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи в его воспитании, в том числе и формирование товарищеских взаимоотношений, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой детей.
Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В игре можно выделить два вида взаимоотношений – ролевые и реальные. Начиная совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к партнерам по игре. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве сюжетно-ролевыми играми педагогам следует учитывать и ролевые, и реальные отношения, существующие между детьми.
Развитию дружеских взаимоотношений способствует наличие у детей общих познавательных интересов, которые помогают развитию творческих, содержательных игр. Для развития общих познавательных интересов у детей педагогам необходимо пополнять знания детей на занятиях и в совместной деятельности. Организовывать наблюдения за явлениями общественной жизни, обращая внимание на те стороны, которые ценны для воспитания: трудолюбие, ответственность, заботливость, взаимовыручка (врач – лечит, парикмахер делает людей опрятными и красивыми, строители строят удобные и прочные дома и т. п.) .
Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия и намерения с другими играющими, соблюдать правила, которые устанавливаются до игры и в игре. Роль педагога состоит в заботе об усвоении дошкольниками норм и правил поведения, которые помогают справедливо решать возникающие конфликтные ситуации и становятся регулятором положительных взаимоотношений между детьми. Усвоение правил поведения, связанных с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр, в конечном итоге способствуют и развитию дружбы. Педагогам необходимо рекомендовать детям усвоить следующие основные правила, связанные с общими играми:
• Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
• Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
• Всякая роль в игре хороша и интересна, если ты знаешь, что делать и как играть.
• Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие дети тоже хотят быть ведущими.
• Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть с ним, попроси разрешения.
• Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
• Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
• Если начал игру с ребятами, не бросай ее без их согласия.
Все эти правила с детьми специально не заучиваются, а создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример ребята, хорошо усвоившие правила, поощряются те, у кого появляются достижения.
Групповые беседы, занятия, совместная деятельность, разговоры с детьми в повседневном общении, наблюдения за играми и руководство ими со стороны педагога помогают более содержательно и дифференцированно проводить работу по воспитанию дружбы. Накопленные знания позволяют обеспечить планомерное развитие разных по содержанию и форме сюжетно-ролевых игр, что приводит к формированию устойчивых интересов у целых групп детей. Это усиливает желание детей играть вместе в любимые игры, создаются предпосылки для развития дружеских взаимоотношений.
В работе с детьми, поведение которых отличается неустойчивыми дружескими отношениями, педагогу необходимо использовать повседневные упражнения в положительных поступках во всех видах деятельности. Готовые сюжеты, заданные правила помогают развитию устойчивости поведения. Таких детей следует поощрять в их стремлении к дисциплине, привлекать к изготовлению атрибутов к играм, по договоренности с играющими давать этим детям такие роли, которые требовали бы проявления заботливости, внимания, оказания помощи и т. п. Усваивая в игре правильные способы поведения, дети с помощью педагога применяют эти способы в сюжетно-ролевых играх самостоятельно.
Если дети увлеченно играют долгое время, осуществляют общие игровые замыслы, то товарищеские взаимоотношения становятся привычными. Дружеские чувства в играх постепенно переходят и в повседневную жизнь: дети становятся более организованными, чуткими и внимательными друг к другу, чаще оказывают взаимопомошь в выполнении заданий и разного рода поручений.
Подводя итог, можно отметить, что постоянное руководство сюжетно-ролевыми играми способствует формированию у старших дошкольников таких положительных качеств, как организованность, самостоятельность, активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, умение дружить.
Проблемные ситуации для активизации сюжетно – ролевых игр
«Семья»
- Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я — добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
- Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
- Сравнение двух норм поведения — драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
- Ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
«Дом»
- Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
- Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
- Сравнение двух норм поведения — драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
- Нравственный выбор — обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».
« Дружба»
- Оказание помощи друзьям и близким.
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
- Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
- Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
- Ситуации нравственного выбора — чтение и драматизация сказки Е.Шварца «Два брата».
«Я РАСТУ»
- — Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?
- — Почему со мной не играют другие дети?
- Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
- Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилась игрушка моего друга».
- Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
Материал подготовил музыкальный руководитель 1ой квалификационной категории МБДОУ №49 «Детский сад «Белочка» Е.В.Арсентьева