Во многих жизненных вопросах людям свойственно занимать диаметрально противоположные позиции. Так и в вопросе музыкального развития детей существуют разногласия. Одни утверждают, что каждый ребёнок обязан уметь играть на музыкальном инструменте, заниматься музыкой. Другие же наоборот – что музыка это нечто несерьёзное и не стоит ломать себе голову над тем, как же правильно развивать своего ребёнка музыкально. Каждый родитель сам решает, что лучше его чаду, но научно доказано, что в жизни лучше адаптируются гармонично развитые люди. Поэтому не обязательно готовить каждого малыша быть великим музыкантом, но использовать музыку для гармонизации личности просто необходимо. Музыка способствует росту мозга, активизируя в нем зоны логики и интуиции, речи и ассоциативного мышления. Занятия музыкой – путь познания себя самого. А человек, сумевший познать себя, сможет играть роль «первой скрипки» в любом коллективе. Как же правильно осуществлять музыкальное развитие ребёнка, с какого возраста лучше его начинать, какие средства и методы для этого использовать, необходимо продумать заботливым родителям.

РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ

Миф 1. Нередко родители считают, что раз у ребёнка нет слуха, значит, на музыке надо ставить крест. Научно доказано, что музыкальный слух – это не врождённое качество, а приобретённое, натренированное (за редким исключением). Самое главное – это желание ребёнка заниматься музыкой.

Миф 2. Музыкальное развитие крохи должно заключаться в посещении концертов классической, симфонической или даже джазовой музыки. При этом совершенно не учитывается, что его внимание ещё весьма кратковременно. Сильные эмоции, громкие звуки скорее способны навредить психике малыша, а длительное пребывание в неподвижном положении вредно и просто невыносимо.

Миф 3. Начинать музыкальное развитие надо с 5-7 лет. С этим можно легко не согласиться. Ребёнок в состоянии слышать музыку и позитивно её воспринимать ещё в утробе матери. С этого момента и начинается пассивное музыкальное развитие ребенка.

МЕТОДИКИ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Если родители поставили себе цель вырастить ребенка музыкально развитого, они могут использовать методики раннего и даже внутриутробного музыкального развития: «Знать ноты раньше, чем ходить» Тюленева П.В. «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых. «Сонатал» Лазарева М. Метод Судзуки и т.д. Поскольку ребёнок большую часть времени находится в семье, которая ежесекундно влияет на него, формирует его вкусы, то и музыкальное развитие начинается здесь. Музыкальная культура и музыкальные предпочтения разных семей неодинаковы, но при этом для полноценного развития необходимо сочетание различных видов музыкальной деятельности: восприятие; музыкально-образная деятельность; исполнительство; творчество.

МУЗЫКА СРОДНИ РЕЧИ Важно понимать, что обучение родному языку и музыке идентично. Дети легко и непринужденно изучают родной язык, используя всего три пути: Слушают Подражают Повторяют Этот же принцип используется и при обучении музыке. Музыкальное развитие ребёнка происходит не только во время специально организованных занятий, но и при прослушивании музыки во время рисования, спокойных игр, пения, исполнения танцевально-ритмичных движений и т.д.  

РАЗВИВАЕМ – ШАГ ЗА ШАГОМ: Развивать интерес к музыке (создать музыкальный уголок, приобрести элементарные музыкальные инструменты или создать инструменты своими руками, найти записи). Каждый день, а не от случая к случаю, окружать ребёнка музыкой. Необходимо петь малышу, давать прослушивать музыкальные произведения – отдельные шедевры классики в детской аранжировке, народную музыку, детские песенки. Занимаясь с крохой использовать различные благозвучные погремушки, а с детьми постарше – играть на элементарных ритмических и музыкальных инструментах: бубне, барабане, ксилофоне, дудочке и т.д. Учить чувствовать мелодию, ритм. Развивать музыкальный слух, ассоциативное мышление (например, озвучить вслух, показать или зарисовать в альбоме образы, которые вызывает определенная музыка, постараться правильно проинтонировать мелодию). Петь ребёнку и вместе с ним колыбельные, песенки, потешки, со старшими детьми интересно петь караоке. Посещать детские музыкальные спектакли, концерты, устраивать собственные представления. Стимулировать творческое воображение и артистическое самовыражение ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ Учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Длительность занятия с детьми не должна превышать 15 минут. Не перегружать и не заставлять, вызывая отторжение музыки. Показывать личный пример, участвовать в совместном музицировании. Использовать совокупность наглядных, словесных и практических методов обучения. Правильно выбирать музыкальный репертуар в зависимости от возраста, самочувствия ребенка и времени проведения. Не перекладывать ответственность за музыкальное развитие ребенка на детский сад и школу. Совместная деятельность родителей и педагогов значительно повысит уровень развития малыша.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПОСТУПИЛ, ПОХОДИЛ, БРОСИЛ? Яркий интерес к музыке и высокая осмысленность в старшем дошкольном возрасте могут служить поводом к тому, чтобы продолжить музыкальное развитие уже за пределами семьи – в музыкальной школе. Задача родителей помочь ребенку сдать вступительный экзамен, подготовить его к поступлению в музыкальную школу, поддержать. Требуется для этого немного: разучить песню, с несложной мелодией и словами, хорошо понятными ребёнку; научить слышать и повторять ритм. Но нередко, сдав экзамен, и с большой охотой поступив в школу, через пару лет дети не хотят больше заниматься музыкой. Как сохранить это желание: Правильно выбрать музыкальный инструмент, который будет соответствовать не только желанию родителя, но и учитывать интересы ребёнка, его физиологические особенности. Занятия музыкой не должны ущемлять другие интересы ребёнка. Родители должны постоянно проявлять свою заинтересованность, поддерживать и поощрять ребёнка. Поставив себе цель и начиная первые шаги в музыкальном развитии ребенка, каждый родитель должен помнить слова известного педагога и пианиста Нейгауза Г.Г. о том, что даже самые лучшие педагоги будут бессильны в обучении ребёнка музыке, если родители сами равнодушны к ней. И только в их силах «заразить» малыша любовью к музыке, правильно организовать первые занятия, развить потребность в обучении в музыкальной школе и сохранить этот интерес до конца.

Материал подготовил музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ  №49 «Детский сад «Белочка» Е.В.Арсентьева (интернет ресурсы)

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0