Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат, vox). И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому; ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильное и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного, Слабый голосок или вообще отсутствие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного.
В первые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т. д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.
И в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!», «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!». Нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать прыгать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он ее истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речедвигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.
Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, полон сил и энергии или устал и т. д.
Следующая функция: голос — это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т. д., отражается личность человека, его психика. Можно сказать, что голос — это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, грозно, восторженно, величаво и т. д.
Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос и выражает антипатию или даже ненависть.
Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека, абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаем по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т. д.
Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отраженного в нем душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окружающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.
Если человек не лишен слуха, то он напрямую зависит от того, что звучит вокруг него, т. к. воспринимает любые вибрации. Это могут быть различные звуки окружающего мира: природы, техники или «сигналы» самого человека— его голоса (речи, крика, смеха, пения). При этом ни на один звук человек не реагирует так быстро, как на звуки человеческого голоса.
Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс проживания своего голоса. При этом всего одна пятая часть производимого человеком звука направлена во внешнее пространство, т. е. на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство натуго тела, вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Все вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поет; кости рук, ног, мышцы, кровь. Потому так важно для нашего психического и физического здоровья, что и как мы сами говорим. Взаимосвязь голос -психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние — врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние,
Все это доказывает, что голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.
И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.
Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование — явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).
Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.
Материал подготовлен музыкальным руководителем первой квалификационной категории, МБДОУ №49 «Детский сад «Белочка» Е.В.Арсентьевой