План работы по самообразованию
Тема: «Развитие речевых навыков детей
6-7 лет в процессе
экологического воспитания»
МБДОУ «Детский сад №49 Белочка»
на 2015-2016 учебный год
Норильск, 2015-2016 уч. год
Актуальность .
По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают общению просмотр телевизора, видеопродукции и компьютерные игры. Как результат, дошкольники не любят и не хотят общаться. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема развития речи подрастающего поколения. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. Начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.
Для успешного расширения словаря детей мною поставлена цель: научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в речи, поэтому я обратилась к природе и углубленно начала работу по данной теме. Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции
Следовательно, данный проект помогает развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь через знакомство с окружающим миром, природой. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру
Цель: Развитие у детей особенности связной речи.
|
ЗАДАЧИ:
-формировать умения правильно употреблять в речи слова;
обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;
-развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники передавая красоту родной природы, какие цвета были использованы художниками
-развивать у детей музыкальный слух, певческие навыки.
-закрепить знания у детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства - пейзаже.
-побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года, формировать у детей эстетическое отношение к природе.
- воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.
Раздел плана
|
Сроки
|
Формы работы
|
Практические выходы,
Сотрудничество с родителями
|
«Растительный мир»
|
Сентябрь-октябрь
|
Рассматривание иллюстраций, альбомов.
Цикл наблюдений: за деревьями, солнцем, ветром, почвой, трудом взрослых, кустарниками, цветами на клумбе.
Беседы с детьми на тему: «Что нам осень принесла?", «Как мама заготавливает овощи и фрукты на зиму». «Как выращивают хлеб?»
Рассматривание иллюстраций художников: Шишкина., И .Левитана.,И. Грабаря., Коровина., П.Трубецкова.
Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»;
Цикл занятий
«Овощи с огорода»
Коммуникации: рассказ по картине Левитана «Березовая роща» Описание берёзы.
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок., разучивание стихотворений об осени.
Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Улетают журавли»
Аппликация: «Парк поздней осенью»; «Дары осени», «Ежик из семечек»
Лепка: «Кисть рябины».
Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».
Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; "Времена года.","Когда это бывает?","Сложи картинку."С какого дерева этот листочек?".
Прослушивание аудиозаписи"Осень"
А.Вивальди из цикла "Времена года";П.Чайковский. Осенняя песня "Октябрь".
Разучивание и пение песен про осень.
|
Занятие «Способы
распространения семян
в природе»;
Изготовление гербария.
Экологическая игра
«Поле чудес»
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание и
его место в детском саду»
Проведение праздника
«Осень в гости к нам пришла»
«Дары осени» ( изготовлении поделок родителей совместно с детьми)
Привлечь родителей к
изготовлению поделок из
природного материала;
к сбору коллекций природного материала
|
«Животный мир»
|
Ноябрь-декабрь
|
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин по
теме"3има". К. Юона" Русская
зима",И.Шишкина"Сосна",И.Грабаря"
Февральская глазурь".
Стихи; пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Беседы: «Что можно делать зимой?»; «Зимние развлечения?», «Почему мне нравится зима?» «Изменение животного мира зимой»
Чтение художественная и познавательная по теме.
Загадывание загадок.
Художественное творчество: рисование «Зимний лес», «Морозные узоры», «Зимнее дерево», «Зима в городе»
Аппликация «Зимний пейзаж», «Хоровод вокруг елки».
Лепка «Зимние развлечения»;
Оригами-животные.
Д/И «Так бывает или нет?»; «Найди по следу»; «Пищевые цепочки» ,"Узнай по описанию."
Речевые логические задачи «Времена года»; «Где чей дом?» «Кто где зимует»
Прослушивание аудиозаписей : П.Чайковского"Декабрь-Святки", Шаинского "Снежинки".
|
Пополнение альбомов
«Домашние и дикие животные»
Изготовление совместно с
родителями макетов:
«Животные наших лесов»,
«Животные жарких стран»
Конкурс чтецов «Литературная гостиная»
Привлечь родителей к
изготовлению костюмов
к развлечению.
«Школа Деда Мороза» (изготовлении поделок родителей совместно с детьми)
|
«Мир птиц»
|
Январь - март
|
Циклы наблюдений:
Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».
Слайды «Времена года»
Чтение художественной литературы.
Загадывание загадок. Заучивание стихотворений («Белая береза», «Пороша»)
Рассказывание по картине «Грачи прилетели»
Речевая логическая задача «
Театр «Лиса и заяц». Колядки Масленица
Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.»
Занятия по ИЗО на тему "Волшебница зима."'Мои волшебные снежинки."(акварель) 'Моё любимое дерево зимой"(гуашь).
Аппликация «Цветы в подарок маме»
Конструирование из бумаги «Тюльпан», «Птицы»
|
Изготовление кормушек.
Викторина «Экологическая
тропа».
Изготовление альбома «Птицы»
Акция «Подари росток»
«Весеннее вдохновение»
(изготовлении поделок родителей совместно с детьми)
|
«Комнатные растения»
|
Апрель - май
|
Цикл наблюдений : за ростом лука, гороха, за ветками в вазе.
Беседы о цветах:
«Кто живет на подоконнике?», «За что мы любим весну?», «Сосульки –это дивное и опасное»
Участие в конкурсе «Огород на окне»
Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».
Опыты с комнатными растениями.
Рассматривание картин: И.Левитан «Большая вода», «Март», «первая зелень». В. Поляский «Май», «Облако»
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Рисование «Комнатный цветок»
Занятия по ИЗО. «Певоцветы», "(акварель);"Весенний букет."(гуашь);"Грачи прилетели. "(акварель).
Загадывание загадок
Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Дидактические игры:"Времена года."/'Узнай по описанию.","Кто, где живёт?"/'Чей голосок?"
Приметы, пословицы ,поговорки, стихи о весне.
Разучивание стихов: Ф.Тютчев"Весна.", С. Маршак «Вот уж снег последний в поле тает», А.Фет «Уж верба вся пушистая раскинулась»
|
Экологический КВН
«В мире природы», «Что? Где?
Когда?»
Изготовление альбомов
«Цветы в нашей комнате».
Посадка огорода на окне
Консультация для родителей «Комнатные растения в жизни человека»
Итоговое мероприятие: «Экологическая конференция»
|
|
Подготовила: воспитатель второй категории Мулькаманова Э.И.