Очень часто  родители  готовы сделать за ребёнка всё -  можно сэкономить пару минут, а сам ребенок будет долго возиться. Но выгоды от этого мало. Ребенок вырастает не самостоятельный, постоянно ищет поддержки со стороны взрослых, сам не способен принимать каких – либо решений.

Да, поверьте, не позволяя малышу самостоятельно выполнять доступные в его возрасте действия  мы, взрослые, растим пассивного, неспособного к каким – либо усилиям ребенка. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые.

 В начале второго года ребенок  начинает предпринимать попытки к  самостоятельности. В этих попытках  отражается  стремление ребенка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению. Поэтому важно не подавлять  попытки ребенка самостоятельно выполнять доступные для него действия. Каждое достижение ребенка надо поддерживать и одобрять.

 Воспитание самостоятельности тесно связано с  развитием  навыков самообслуживания. Ребенок может сам умываться, кушать, переодеваться. Многие  родители ошибочно считают, что выполняя все за ребенка, беспокоятся о его благе. Тем не менее, развивая навыки самообслуживания, мы формируем  стремление  прикладывать посильные  усилия, для достижения определенных целей. Звучит серьезно, но на самом деле все  очень просто.

Например: ребенок трех – четырех лет  самостоятельно может одеть рубашку, но ему еще трудно застегнуть пуговицу. Он прилагает определенное усилие для выполнения этого действия.  И тут вмешиваемся мы взрослые, быстро застегиваем пуговицы, потому что куда-то спешим. Застегнули один раз, другой, а на пятый  ребенок не будет даже пытаться застегнуть пуговицу, он просто будет ждать, когда за него это сделает взрослый. Ребенок утрачивает стремление прилагать усилия. В дальнейшее мы с удивлением понимаем  -  ребенку пора  в школу, а он пуговицы сам застегнуть не может.

Взрослые должны взять за правило никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

 Формирование  самостоятельности не ограничивается только  развитием навыков  самообслуживания.  Важно приучать ребенка некоторое время проводить без взрослого, занимаясь  игрушками, рисованием. Необходимо развивать способность самому находить для себя занятие по душе.

Воспитание самостоятельности не означает полное устранение взрослого. Детскую деятельность необходимо направлять, организовывать её, оставляя место для самостоятельности и инициативы.

Например, ребенок длительное время играет однообразно: возит машинку вперед и назад. Надо посоветовать ему разнообразить свою игру, может быть, для  машины построить гараж. В дальнейшем ребенок самостоятельно придумает продолжение игры, применяя те знания и опыт, который получил от взрослого.

 Дети любят подражать.  Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляется желание делать тоже, что делают взрослые, участвовать в их делах. Поддерживая это стремление и давая ребенку  доступные  поручения: принести что-то, положить в указанном месте, мы  формируем устойчивое желание быть самостоятельным.

Однако, родители должны помнить, что  у каждого ребенка есть определенная мера возможностей.  И  определить эту  меру  задача взрослых, а не самого ребенка. В определенном возрасте ребенок способен самостоятельно выполнять те или иные действия. Помните, что ребенок только учится быть самостоятельным, поэтому не требуйте от  него слишком много, не торопите его, но и не выполняйте все за него.

Поощряйте любые усилия ребенка, даже если он что-то делает не совсем правильно, терпеливо показывайте, как делать правильно.

Превратите свои пояснения в игру. Потому что в дошкольном детстве, именно в  игре,  происходит развитие ребенка: он  познает окружающий мир, получает необходимые навыки и знания, учится быть самостоятельным.

 

По материалам книги «Энциклопедия для родителей»

Подготовила Светлана Викторовна Шипицына

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0