Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках

Под культурной  практикой понимается, как разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. В культурных практиках разные виды детской деятельности легко, естественно и быстро интегрируются детьми, сменяют друг друга. Дети действуют индивидуально или в коллективе со сверстниками. Они могут объединяться в малые или большие группы по интересам. Культурные практики детства — мощный инструмент для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность дошкольника неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:

—    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

—    проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

—    способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие:

—    организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;

—    создание условий для свободного выбора деятельности детьми;

—     вовлечение детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик? Что может учитывать педагог в организации культурных практик в детском саду?

Под инициативой  понимается внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии . Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.

Для эффективной организации и поддержки разнообразной деятельности детей  рекомендуются следующие подходы:

—    наблюдать за деятельностью детей: что им интересно, чем они предпочитают заниматься в свободное время (вид и форма организации деятельности, ее содержание и т.д.);

—    знать особенности, возможности и развивающий потенциал разных видов деятельности;

—    поддерживать самостоятельную детскую деятельность через организацию развивающей среды группы;

—    рационально использовать время в режиме дня для организованной и свободной деятельности детей.

Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок — формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью.

В творчестве как основном показателе результативности культурных практик проявляется новизна. Это могут быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется его инициативность, в которой просматриваются самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.

Существуют три особенности в проявлении самостоятельности и инициативы ребенка в ходе культурных практик или различных видов деятельности. Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени. Все виды детской деятельности, направленные на развитие творческих способностей, предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности, инициативы, а также произвольности. Последняя представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее. Самостоятельность — не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.

Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования выступают материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули.

Эти предметы обладают разными свойствами: цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Постичь все их особенности ребенок может именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу.

Экспериментальная деятельность, которая напрямую связана с самостоятельностью и инициативой, позволяет ребенку проявлять интеллектуальную активность, стремление получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявить различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.

Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже усвоенные знания.

Немаловажно и то, что ребенок в ходе проектной деятельности может приобретать и вид культурной практики, направленной на развитие у него универсальных культурных способов действий, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни.

В качестве ведущей культурной практики выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.

В образовательном пространст­ве детского сада культурные прак­тики можно использовать:

—    в досуговых мероприятиях;

—    разнообразных ситуациях общения, в которых ребенок может свободно высказываться, выражать свое мнение, придумывать сказки, истории, стихи;

—    коллективной и индивидуальной трудовой деятельности (самостоятельная помощь в уборке игрушек, материалов для занятий, собирании листьев на участке, посадка лука);

—    музыкальной и театральной деятельности (выражение ребенком собственных эмоций, желание сыграть роль в определенной сказке или рассказе, создание костюмов, придумывание эскизов по индивидуальному видению — все это способствует не только обогащению эмоционального фона, но и самовыражению);

—    режимных моментах. Дети могут самостоятельно готовить материалы к занятиям, выбирать книги для совместного с воспитателем чтения, рассматривания иллюстраций, изготовления поделок;

—    проведении занятий. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Дети решают, на каком виде транспорта  им поехать. Взрослый на занятии создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и сотрудничества. Для этого можно использовать следующие фразы и предложения: «Ребята, приглашаю вас в космическое путешествие. Кто хочет полететь?»,  «Посмотрите, какая у меня  секретная коробочка. Отгадайте, что в ней находится А поможет вам загадка», «Ребята, Винни-Пух пригласи нас в гости. Что мы можем ему подарить?» «Ребята, поднимите руку, кто хочет стать ученым-исследователем»,  «Здравствуйте, ребята. Я рада, вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом!», «Ребята, а я сейчас раздам вам веселые сапожки, давайте их наденем и поприветствуем друг друга вот так...». Такие приемы помогают стабилизировать эмоциональное состояние детей, дают выбор и организуют на занятия;

—    родительских посиделках.

Для организации свободной сюжетно-ролевой и подвижной игры можно использовать различные виды деятельности детей в микрогруппах по 2—3 чел. Такая форма работы может проводиться по интересам, способностям, т.е. по замыслу детей. Использование разнообразных форм работы  течение дня способствует проявлению детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Степень развития ребенка в культурных практиках можно проследить для разработки индивидуального маршрута и анализа основной линии развития и положительной социализации.

Таким образом, о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

 

Подготовила: Н.А.Савина, воспитатель1 кв.категории, по материалам,

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей; Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников; МикляеваН.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0