Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, способствует развитию ориентировке в пространстве, развитию таких качеств, как выносливость, скорость, ловкость, уверенность в своих силах. У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность. Умение ездить на велосипеде представляет собой сложное двигательное действие. Основная трудность состоит в сохранении равновесия, так как опорная поверхность мала, а центр тяжести ребенка расположен высоко.

    Чем раньше ваш ребенок «сядет за руль», тем лучше! Уже в двухлетнем возрасте малышу вполне по силам крутить педали трехколесного велосипеда, и это станет для него привычным и естественным.

   Когда ребенку исполнится 5-6 лет  он сможет пересесть на нового «железного коня» - двухколесный велосипед с двумя боковыми колесиками. Хорошо, если страховочные колесики расположены немного выше, чем основные – тогда они только уберегают от падения и не помешают постепенно учиться держать равновесие. Обязательно постарайтесь отрегулировать высоту и угол наклона сиденья- оно не должно давить, а носочками ребенок должен доставать до пола,  велосипед должен соответствовать росту ребенка.

    Очень важно с самого начала позаботиться о безопасности. На Западе принято надевать на детей налокотники и наколенники, а также шлем, но для России они по-прежнему непривычны, и ребенка могут засмеять сверстники. Так что, ориентируйтесь по ситуации.

    От ссадин могут уберечь курточка из плотной ткани и брюки. Обратите внимание, что велосипедная цепь может «зажевать» слишком широкие штанины, и вообще лучше, если цепь закрыта специальным кожухом.

    Выбирая место для катания, позаботьтесь, чтобы поблизости никогда не было машин, но было достаточно открытого пространства, чтобы юный велосипедист не потерпел аварию.

   Через какое-то время ребенок почувствует уверенность и «пустится в свободное плавание», и до этого момента нужно объяснить, в каких местах кататься не следует.

   На первых порах вам придется побегать рядом и придерживать велосипед, чтобы ребенок не упал. При этом лучше держать не за руль – для начала нужно попросить ребенка, чтобы он крепко держал его и не поворачивал – а сзади за сиденье.   Полезным может оказаться трюк с привязанной к основанию сиденья веревкой (толстой проволокой, скакалкой), которую вы будете натягивать, только когда велосипед станет терять равновесие. Здесь все зависит от вашей ловкости, поэтому  трезво оцените свои способности, и если не уверены, просто придерживайте велосипед рукой за сиденье или за задний багажник, если он есть.

 

    Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль. При этом массу тела также перенести на педаль, затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло.

   Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями.

   Задачу можно считать выполненной, когда ребенок способен самостоятельно проехать 15-20 метров – дальше он будет только набираться уверенности и постепенно научится всему остальному.

   Когда каждый ребенок освоит езду на велосипеде, можно устраивать выезды на туристские прогулки.

 

ПРАВИЛА КАТАНИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

  1. Ездить по дорожке необходимо только в одном направлении, держась правой стороны.
  2. Обгонять товарища надо осторожно, объезжая его с левой стороны дорожки.
  3.  Общепринятое передвижение по кругу –по часовой стрелке.
  4. Ездить надо осторожно, внимательно, чтобы никого не столкнуть.
  5. Если на дорожке встретится кто-нибудь из детей, надо спокойно его объехать.
  6. Когда дети катаются на велосипедах, никто из остальных детей не должен поблизости бегать, играть.
  7. Детям нельзя кататься по проезжей части дороги.

 

      Упражнения для младших дошкольников

  1. Водить велосипед за руль, делать повороты.
  2. Садиться и сходить с велосипеда.
  3. Ездить по прямой с поддержкой, затем без поддержки.
  4. Делать повороты  налево и направо, ездить в произвольном темпе.
  5. Тормозить и останавливаться.
  6. Ездить по кругу с поворотами налево и направо /радиус постепенно уменьшается/

           

Упражнения для старших дошкольников

  1. Делать повороты направо и налево в указанном месте.
  2. Ездить по кругу /с маленьким радиусом/ с поворотами налево и направо.
  3. Ездить змейкой.
  4. Ездить быстро и медленно, произвольно.
  5. Проезжать по узкой дорожке, /отмеченной на асфальте/
  6. Быстро и точно реагировать на сигналы светофора и регулировщика.

 

Игры для младших дошкольников

 

1 игра.  « Не сбей кеглю»

Дети  строятся у стартовой линии. Ограждается дорожка длиной 8 метров, шириной 90 см с двух сторон кеглями. Дети один за другим должны проехать по ней, не задев кегли. Побеждает  тот, кто не собьет  совсем или собьет меньше кеглей.

2 игра «Кто быстрее?»

Дистанция 20 м. Дети, выстраиваются на линии старта, по сигналу «Приготовиться», ставят ноги на педали. После команды «Марш!» отправляются

 в путь до обозначенного места. Побеждает тот, кто прибудет к финишу первым.

 

Велосоревнования для старших дошкольников

   1 эстафета. Гонки. В игре участвуют две команды по 4-5 человек. Команды строятся у стартовой линии в колонны. У стоящих первыми -велосипеды. Напротив каждой команды расставляют зигзагообразно 4-6 кеглей на расстоянии 2-3 метра. Длина дистанции 15-20 м. По сигналу взрослого, первые номера садятся на велосипеды, объезжают кегли/ одну с правой стороны, другую с левой стороны/ и, возвращаются по прямой к команде, передают велосипеды вторым номерам. Передавать велосипеды, можно лишь возвратившись за линию старта. Вторые номера, проделав тот же путь, передают велосипеды третьим и т.д. Побеждает команда, первая закончившая эстафету.

   2 эстафета. Восьмерка. На площадке чертятся 2 круга /восьмерка/, ширина дорожки 1 м, внутренний диаметр 4 м. По окружности расставляют кегли. Дети должны проехать внутри кругов/по нарисованной дорожке/ с поворотами вправо и влево, описав при этом «восьмерку» и не уронив кегли. Выигрывает та команда, в которой было меньше ошибок.

   3 эстафета. «Попади в цель».  Ребенок должен подъехать к столу, взять теннисный мяч и бросить в цель. Выигрывает команда быстро и правильно справившаяся с заданием.

 

Подготовила: Е.В.Осокина,                                                                             

инструктор по физической культуре

высшей категории

по материалам В.А. Шишкиной «Движение плюс движение», М., «Просвещение», 2008

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0