Игра – это серьезно!

 

— Мамочка, разреши мне се­годня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой.

— Нельзя!

— Я не испачкаю! А платье можно и выстирать!

—И будет оно уже не новое, а старое.

—Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад?

—Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю... Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень... Считаю до пяти...

Не правда ли, знакомая всем картина, эта зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой-куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образованные люди, не можем предложить нашим детям примеры поведения, достойные подражания?

Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, все меньше внимания, уделяя нашим детям. Большинство родителей считают, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства, — бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от письма и счета она не имеет жизненно необходимого результата.

В погоне за ранним всесторонним развитием ребенка мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, секция... И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем своих детей телевизору или компьютеру, действуя в основном по принципу «лишь бы не мешали».

А как научиться девочке готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой; как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машину? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупаем новую? Так облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких эмоциональных впечатлений о труде взрослых и о способах проявления заботы о детях.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни — значит, не доиграл в детстве». Если дошкольник не наиграется вволю, значит, многое мы ему недодадим, много ему будет не хватать во всей его последующей жизни. Игре принадлежит важная роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества личности ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

-          Игра имеет большое значение в жизни ребенка — то же, что для взрослого его работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Что делать? Как вернуть игру детям?

Сначала нам, взрослым, нужно остановиться и вспомнить свое детство. Что любили, чем и во что играли.

Мы, взрослые, привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А может, стоит от нее отказаться? Попробуйте! Только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребенку выступить осведомленным и знающим человеком.

Представьте, ребенок сажает вам на колени игрушку и говорит:

— Ты теперь медвежонок!

— Хорошо, — соглашаетесь вы. — Я медвежонок.

— Ты есть хочешь? — Хочу!

— Нет, — говорит ребенок. — Скажи: «Не хочу!»

Не стесняйтесь, покапризничайте: «Не хочу!». И вам повезет! В ответ вы обязательно услышите длинный монолог. Примерно такой:

— Как это не хочу?! Не будешь есть — не вырастешь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить.

Такая игра, кроме удовольствия от общения с ребенком, даст вам сведения о ваших взаимоотношениях, семейных ритуалах, мерах поощрения и наказаниях, применяемых вами к малышу. Эта информация бесценна, так как поможет лучше понять ребенка, найти «золотой ключик» к детской душе.

Ребенок — маленький исследователь. Ему все интересно, все что можно увидеть, услышать, попробовать на вкус, пощупать, а желательно еще порвать и сломать, — всецело привлекает его внимание. Он узнает жизнь, а родители сетуют. Им кажется странным, что ребенок залез в лужу, повис на дверце кухонного шкафчика, порвал книжку, которая ему так нравилась. Но на самом деле, ничего странного в этом нет.

Игры на бытовые темы очень важны, формируют такие чувства, как забота о товарище, внимание к нему, воспитывают нежность и ласку. «Мама, не надо сюда становиться! Здесь глубокая речка», — просит девочка пятилетнего возраста. «Какая еще речка? Не выдумывай» — слышит она в ответ. И мир игры снова разрушен. Девочка обижена нежеланием матери разделить ее замысел, понять игру. Зато как радуются дети, когда взрослые принимают участие в их играх.

Важно, играя с детьми, разделить их чувства, мысли, восторг, без которых настоящая игра невозможна. Вместе с тем в игре взрослые не должны подменять детскую инициативу и вымысел.

С самого раннего возраста родителям необходимо воспитывать у детей дружеские чувства, умение действовать вместе, согласованно. Лучшая помощница в этом — игра.

В дошкольном возрасте формируется психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Большое место в этом отводится играм. Они воспитывают в детях целенаправленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца — все, что так необходимо в будущем.

Уважаемые взрослые! Хочется напомнить, что ни один ребенок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребенок — тоже личность, только маленькая. У него свое право на тайну, желание, любовь и внимание. И это право признано в Международной конвенции о правах ребенка. Давайте всегда будем помнить об этом и сделаем все, чтобы среди океанов и материков планеты Детства громадный остров, называемый Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять ее, принять в игру вместе с нашими детьми.

 «Я пришел из детства, как из страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по настоящему в ответе.

Подготовила Савина Н.А. воспитатель 1 категории, по материалам журнала «Воспитатель ДОУ»

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0