Для того чтобы помочь родителям сформировать грамотную, внятную и выразительную речь ребенка, существует логопед. Однако чтобы попасть на прием к специалисту, а тем более получить полный курс занятий по формированию правильной речи, необходимо затратить много усилий. Все семейные истории одинаковы. Постоянная нехватка свободного времени, очереди на прием к логопеду и тому подобное. В итоге мы решили собрать материал, который поможет справиться с имеющейся проблемой в кратчайшие сроки.

Очень важно вовремя заметить дефект развития речи. Ведь совсем маленькие дети многие буквы не могут выговорить, и это нормально для их возраста. Но мысли о том, что ребенок подрастет и звукопроизношение восстановится, речь потечет, все обойдется, - это безответственный подход.

РЕБЕНОК НЕ ПОПУГАЙ

Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Малыш не сможет научиться говорить сидя в наушниках, слушая рассказы или сказки.

Речь — это не простое подражание чужим словам и не запоминание словесных штампов. Это попугай копирует чужую речь. Но для него она останется лишь пустым набором звуков и не чем более. Ребенок тем и отличается от глупой птицы, что он осмысленно овладевает разговорными навыками. Речь формируется только в живом, непосредственном        общении.

Малыш должен быть активным участником диалога. Причем не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную конкретно ему. Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

КАЖДОМУ ЗВУКУ СВОЙ ВОЗРАСТ

Речь проходит в своем развитии определенные этапы. Разработаны нормативы речевого развития. Отдельные звуки — «а-а-а», «у-у», «м», «ма», «ба», «па» — малыш начинает «петь» в 3 месяца. Он тянет их, будто поет, всячески варьируя интонацию. Основание для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, у него отмечается недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие смеха, не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

Слоги: ма, ба, да «рождаются» в 6 месяцев. Основание для беспокойства: отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

Первые слова: мама, баба, папа с интонацией ребенок произносит к году. Основание для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.

Имена и названия предметов — на 2-м году жизни. Словарный запас 50-70 слов, а к концу 2-го года 200- 400. Плюс простые предложения «Мама дай!», «Кушать хочу».

Самого себя зовет словом «я». Освоил практически все звуки, за исключением таких «неподдающихся», как «р», «ц», «щ», — в 3 года.

Основание для беспокойства: отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении речевого подражания, как правило, воспроизводится часть слова или оно искажается (вместо «хлеб» — «пэха» и т.д.). Ребенок не строит предложения. Не говорит о себе в первом лице. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с хлюпаньем, имеют носовой оттенок.

Может произнести четко рыба, цыпленок, щука в 4 года. Меньше глотает звуки, хотя незнакомые длинные слова все еще вызывают у него большие трудности в произношении. Словарный запас — 1000 слов.

Основание для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку одним словом. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

К КОМУ ПОЙТИ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ ХОРОШО

Речь можно назвать визитной карточной человека. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. С этих позиций очень важно вовремя заметить нарушения и скорректировать их, чтобы избежать проблем в будущем.

Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это провести комплексное обследование ребенка у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Причем первый визит к логопеду должен состояться по мере того, как выявляются нарушения. Если нарушен лепет, то нужно обратиться к логопеду с младенцем, чтобы не упустить время для получения адекватной коррекции.

Большой опыт работы с самыми маленькими детьми имеют логопеды, практикующие в домах ребенка, так как они имеют возможность постоянного наблюдения большого количества детей с самого рождения. Проблемами речевого развития занимаются специалисты Института коррекционной педагогики.

Нарушения психоречевого развития или предрасположенность к дальнейшему возникновению дефектов видны с самого рождения ребенка, только неинформированность в этом вопросе медицинских работников зачастую приводит к упущению благоприятного периода для коррекции. Чем раньше будут выявлены речевые недостатки, тем проще от них избавиться.

При общении с логопедом необходимо выяснить, какие именно занятия необходимы ребенку. В одних случаях наибольший эффект приносят именно групповые занятия среди детей с дефектами речи, в других — показаны индивидуальные        сеансы.

Если логопед направил к неврологу, то перед консультацией необходимо сделать эхоэнцефалограмму и электроэнцефалограмму. Это поможет сэкономить деньги, так как невролог все равно отправит на эти исследования.

Стоит заметить, что эти исследования придется сделать неоднократно, так как ребенок не всегда может высидеть спокойно время, необходимое для исследования.

ЭХОЭНЦЕФАЛОГРАММА выполняется при помощи ультразвукового датчика, которым водят по голове ребенка. Исследование абсолютно безопасно и позволяет выявить серьезную органическую патологию, то есть нарушение формы мозговых структур.

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА сродни электрокардиограмме. Только кривая получается вследствие записи показаний нескольких датчиков, установленных на голове. То есть оценивается функциональная активность разных отделов мозга.

РЕЧЬ - ЭТО ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ

Скоро в школу, и определяющим в выборе обучения (с 6 или с 7 лет) должно быть заключение, сделанное при совместном участии специалистов: логопеда, невролога,         психолога, психиатра.

Замечательно, если ребенок к школе произносит все звуки, но должны созреть и все высшие психические функции: внимание, память, мышление и т.д. Ребенку предстоит переход на другой уровень. Он начнет учебную деятельность, которая обрушит на него массу         требований.

Для оценки состояния ребенка и готовности к обучению в школе проводится тестирование. Но тестирование, адаптированное к ребенку, представленное в игровой форме. То тестирование, которое дети сейчас проходят при поступлении в школу, является очень сильным стрессом и порой не может считаться определяющим.

Если специалисты считают, что ребенку рано в школу, то ему действительно рано. С другой стороны, выделяются определяющие моменты, которые позволят обучаться ребенку в школе, а отставание по другим можно подтянуть, тогда требуется активная работа специалистов и обучение малыша в коррекционных классах. При этом до 3-го класса ребенок не испытывает неудобства по поводу того, что он занимается в каком-то специализированном классе, а при дальнейшем переводе в обычный класс часто занимает лидирующее положение и учится лучше сверстников. Щадящее отношение в начале обучения сохранит полноценную личность.

Наши школы зачастую задают настолько высокий темп, что малыш психологически ломается. Он чувствует себя ущербным и страдает потом всю оставшуюся жизнь.

По материалам сотрудника

реабилитационного центра

«Сломанный цветок»

логопеда-дефектолога

А.В.ЛАТЫШЕВОЙ.

 

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0