«Домашняя детская библиотека ребенка»

До появления ребенка в семье необходимо подумать над тем, какие книги он будет слушать и рассматривать, а за тем и читать. Книжная индустрия сегодня предлагает нам большой выбор детских книг. Но все ли из предложенных нужно покупать? В этом вопросе родители должны быть грамотными людьми, потому что от того, какая книга попадет первой в руки ребенку, тоже зависит, станет ли он читате­лем. Для дошкольников книга должна быть особенной: из­данной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, заман­чивой; для детей раннего возраста — еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения.

Запомните: «Детская книга при всей ее внешней простова­тости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»

Лев Токмаков,

народный художник России

Первой книжкой в жизни малыша может быть книжка-подушка. Ее «издает» московская фабрика «Трехгорная ма­нуфактура». Листы этой книги сделаны из тонкого синте­пона, обшиты яркой тканью с иллюстрациями и текстом, тесемками связаны в единый блок. В книге есть закладка, указаны выходные данные, что делает ее похожей на настоящую книжку. Она, несмотря на свой размер (35 х 32), очень легкая и удобная. Но необязательно искать ее в продаже или сетовать на то, что Москва далеко. Такую книгу можно сделать самим. Возьмите 10 кусочков («листов») однотонного ситца размером 37 X 34 см. Из ткани другого цве­та или ситца с рисунком на темы детских игрушек выпол­ите на «листах» аппликации или несложные вышивки, вставьте синтепон размером поменьше, окантуйте «листы» ситцем другого цвета, сшейте их, смастерите закладку, соедините листы тесемками, чтобы книга без надобности не раскрывалась. Делайте все это с любовью, трепетной не­жностью к будущему ребенку, и книга обязательно полу­чится красивой, а подросший малыш будет с удовольстви­ем «читать» ее.

Известно, что далеко не все малыши с удовольствием переносят водные процедуры. И здесь родителям может по­мочь книжка. Есть специальные книги с надувными «страни­цами», которые не тонут в воде, издают звуки, когда их на­жимают в определенном месте. Эти звуки, а также веселые и яркие картинки, своеобразная форма книги (например в виде рыбки или других морских существ) отвлекают малы­ша от неприятного для него общения с водой, сохраняют его психологическое здоровье. Но взрослым не следует забывать о том, что такие книги должны быть прочно окрашены, не должны линять, трескаться от воды и т. д. В противном слу­чае их нельзя давать малышу.

В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки: «восьмушки» и «четвертушки» ('/8 и '/4 стандартного листа). Их легко держать в руках, легко рассматривать самому ре­бенку. Но, выбирая такую книгу, следите, чтобы тексты были настоящими, высокохудожественными, иллюстрации — красочными, а изображения на них — крупными, узнавае­мыми.

Приобретите книжки-элерманы. Их листы сделаны из кар­тона. Малыш не будет бояться измять или изорвать их. Но если вдруг это случится, не ругайте ребенка, объясните ему, как надо пользоваться книгой, на его глазах исправьте, «под­лечите» изорванное. Этот процесс также психологически важен: он устранит испуг, с одной стороны, с другой — пока­жет ценность книги, научит бережному обращению с нею.

Привлекательными для ребенка являются также книжки-вырубки (их обложка и листы вырублены по контуру како­го-либо предмета или героя, о котором идет речь в книге) и книжки-панорамы (содержание книги «оживляется» с по­мощью приведенных в действие фигурок и декораций), а также книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фи­гурками животных, игрушек, сказочных персонажей, с дви­гающимися частями чего-либо (глаза зверей, клюв птиц и т. д.).

Можно и нужно приобретать книги-стикерсы (от англ.: to slick — приклеивать). Эти книги не имеют прямого отноше­ния к детской художественной литературе. Они познаватель­ные, развивающие интеллект, сенсорику, эмоции ребенка. стикерсы предназначены детям от 4 лет, когда они вместе с родителями, а то и сами могут отбирать и приклеивать нуж­ные наклейки в соответствующие места на страницах. Но и в воспитании читателя они имеют значение, так как при­учают ребенка к образу книги, к ее приоритетной роли в жизни человека.

Не старайтесь приобретать объемные и часто однообраз­ные тома («Золотая книга сказок», «Розовая книга сказок» и др.). Малышу трудно взять в руки такой том. А создавать интерьер вашей квартиры можно иным способом. Дорого-поящую же книгу можно заменить рядом других, менее до­рогих, но боле значимых для ребенка. Хорошо, если среди них будет и книга вашего детства, и первая книга, про­читанная вами самостоятельно, и первая подаренная вам книга. В общении с ними, как правило, у родителей проявляются разнообразные эмоции, которые тонко улавлива­ет малыш и которые в какой-то мере формируют его соб­ственное отношение к книге.

Будущие родители должны знать и о таком явлении, как видеокнига. Конечно, покупать их младенцу рано, но вам представление о них иметь нужно. Видеокнига — это лите­ратура на компакт-дисках. В настоящее время она существу­ет в двух видах: обычная книга, когда на экране компьюте­ра появляется текст или текст с иллюстрациями и его мож­но читать, «перелистывая» страницы с помощью «мыши». Живая» книга отличается от обычной тем, что действие в ней движущееся, озвученное. Текст может иметь музыкаль­ное сопровождение. Пока такие книги стоят дорого, весь­ма однообразны по содержанию: в основном, это сказки или энциклопедии разного рода. У их создателей и исследователей нет единого мнения о том, когда, в каком возрасте ребенок может быть ознакомлен с такой книгой и как долго он может общаться с нею, сидя у компьютера без вреда для своего здоровья.

Родители могут собрать, а затем переплести или заложить в файлы и сделать книгу, в состав которой будут входить стихотворения необычной формы. Среди поэтов, которые увлекаются такими стихами, можно назвать Л. Кондрашенко, В.Левина. Есть они и у М. Бородицкой. А здесь вы увидите «Стихи – теплоход» казахского поэта Ермека Утетлеуова.

Такие, на первый взгляд, несерьезные, игровые книги и тексты делают большое дело: они готовят ребенка к воспри­ятию более сложной литературы, заставляют жить ожидани­ем сказки, чуда, радости, которые откроются ему позже, при основательном общении с книгой.

 

СТИХИ - ТЕПЛОХОД

                                    Э

                                       Т

                                         О

                                          Дым

                                                 Г

                                                  О

                                                      Л

                                                       У

                                                         Б

                                                            О

                                                              Й.

                                                 Он летит

                                                 За трубой.

                                                  Ну, а вот –

                                                  Теплоход,

                        Капитан глядит вперед.

                             В белой рубке капитан

                                  Озирает океан.

                     За боротом сверкают чайки, блещет неба синева,

                        И разносятся из рубки капитанские слова:

                             - Все матросы – по местам!

                             Подплываем к Островам!

                                 Самый полный!

                                                         Волны…  Волны…

В доме, где растет ребенок, должны быть не только кни­ги, которые соответствуют возрасту малыша, но и книги «на вырост». Все эти книги обязательно должны читать взрослые. Им они прибавят знаний о ребенке, о детском характере, о детской психологии, детском видении и понимании мира, об особенностях детского языка, способах общения и мно­гом другом из того, что свойственно детскому возрасту. Постарайтесь еще до появления ребенка на свет прочесть цикл стихов А. Барто «Младший брат», «Глупую ис­торию» М.Зощенко, «Блины для Доди» А.Аверченко, рассказы В. Драгунского. А если у вас уже есть и дети, и опыт воспитания, вы с удовольствием прочтете книгу А.-К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик».

Чем должен руководствоваться взрослый, выбирая книгу ребенку? — Собственными знаниями о детской литературе, вкусом, пристрастиями.

А если таковых нет? — Отзывами настоящих читателей, консультациями сотрудников детских библиотек, продавцов детских отделов книжных магазинов, советами воспитателей детских садов, рекомендациями детских журналов, ведущих радио- и телепередач.

Что такое настоящая детская книга? «В настоящей, со­зданной большим мастером детской книге всегда есть то, что решительно поднимает ее над повседневностью, вырывает из обязательного ряда сопровождающих раннее детство предметов. Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед — все посте­пенно уходит, чтобы никогда не вернуться. И лишь детская книга дается человеку на всю жизнь».

Лев Токмаков

Литература: «Ты детям сказку расскажи…»З.А.Гриценко

Москва Линка-Пресс

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0