нередко можно даже встретить статьи, в которых скрупулезно перечисляются и опи­сываются игрушки, какие надо использовать чуть ли не на каждом конкретном месяце жизни ребенка. Не­сомненно, есть люди, которые находят все это весьма полезным. Но справедливо и другое мнение — подо­бное педантство лишает и родителей, и саму жизнь самого прекрасного. Ведь дать ребенку игрушку — это совсем не то же самое, что приобрести крючок для ловли определенной рыбы или запчасти для машины, каждая из которых имеет свое точное назначение. Мы покупаем игрушки, прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуются малыши. Разумеется, одни игрушки бывают лучше, другие ху­же, и тут можно допустить какие-то ошибки. Но да­же если мы выбираем их тщательно и продуманно, переменчивость интересов нашего ребенка нередко будет радовать и огорчать нас. Главное, чего не следует делать при покупке игрушки, — беспо­коиться о ее психологическом назначении.

Я не хочу этим сказать, что можно покупать иг­рушки вслепую, какие попало, но нет нужды и ло­мать над ними голову. Когда человек собирается на рыбалку и хочет провести выходные дни за городом, очень возможно, что он отправится в магазин за ка­кими-нибудь спортивными принадлежностями или же просто взглянуть, что еще может ему пригодить­ся. Если он любит детей, то непременно заглянет и в магазин игрушек. Там он очень быстро получит полное представление об имеющемся товаре и ока­жется в курсе самых интересных новинок. Если же он часто проводит время со своими детьми и их друзьями, его знания в этой области окажут­ся еще более глубокими. Добавьте к этому бага­жу все, что ему известно о занятиях своих детей в детском саду, а также об их любимых забавах, и вы поймете, что человека этого уже вполне можно считать экспертом в области игрушек. Единственная опасность подобной «науки» кро­ется в том, что порой мы сами оказываемся на­столько увлечены игрушками, что иной раз даже отбираем их у детей. Подлинное знание предмета предусматривает, однако, наличие у «специалиста» еще двух качеств. Первое — вооб­ражение, и второе — интуиция. Человек, облада­ющий фантазией, способен в любом предмете рас­смотреть игрушку. Например, ваш ребенок, явив­шись утром в спальню родителей, забавляется тем, что пытается влезть в мамины туфли. Наде­ленный воображением отец сразу же догадывает­ся, что малышу нравится переодеваться в одежды взрослых, и он принесет ему целую коробку об­ветшалых платьев и кофт, которые уже никто не носит. В любом доме всегда можно найти множе­ство самых  разнообразных  вещей,  какие легко превратить в игрушки: открытки, испорченный ра­диоприемник, какой-нибудь старый абажур, прищеп­ки для белья и тому подобное.

Интуиция, помогающая в таких случаях родите­лям, выражается в понимании особых потребно­стей ребенка. Если, например, они замечают, что их малыш несколько робеет в компании сверстников, и хотят помочь ему преодолеть эту робость, они могут предложить ребенку такие игрушки, в какие нужно играть вместе с товарищами, а не одному. Если же ребенок полностью загипнотизирован телевизором и не желает больше ничего видеть, лучше всего чем-то заняться вместе с ним, например, строить что-нибудь или конструировать, предоставив потом самому за­кончить начатое дело. Иными словами, в одних слу­чаях ребенку требуются коллективные игры, чтобы развивалась его общительность, в других — какой-то материал, чтобы пробудить у него желание сде­лать что-то своими руками.

Надо постоянно следить за интересами детей: ведь они просят то незамысловатые и спокойные игрушки, то сложные и хитроумные, то прочные, небьющиеся, а в иных случаях — хрупкие. Иногда ребенок хочет именно эту игрушку, потому что она интересует его сама по себе, а бывает, просит ее только из-за того, что тоже хочет иметь ее.

Хотя во многих отношениях дети не очень отли­чаются от нас, взрослых, там, где эта разница есть, пропасть огромна. Ребятам мало своих игрушек. Им все время нужно новые. А зрелый человек может годами сохранять привязанность к спиннингу или палке для игры в гольф, способен до старости лю­бить свою детскую железную дорогу. Дети же непо­стоянны в своих пристрастиях, их интересы более ограниченны и хоть и столь же глубоки и непосред­ственны, как наши, но обычно недолговечны. Поэ­тому не тратьте слишком много денег на игрушки — очень возможно, что интерес вашего ребенка к новой забаве продержится совсем недолго.

Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не при­несет той воспитательной пользы, о которой сообща­ется на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные ка­чества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.

Азбука для родителей»  

 Аллан Фромм

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0