Рекомендации для воспитателей по проведению опытов с воспитанниками ДОУ.
«Очищение воды»
-Ребята, а давайте вспомним какая бывает вода? ( Игра «Какая бывает вода?»:
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и задает вопрос: «Какая бывает вода?». Ребенок возвращает мяч и говорит ответ (прозрачная, минеральная, грязная, чистая, мутная, вкусная, холодная, горячая и т.п.)
Ребята, а что такое фильтр? (прибор для очистки воды) Какие фильтры Вы знаете? («Барьер», фильтры из салфеток, ватных дисков, марли).
-Вспомните, дети, а как еще можно очистить воду? (через ткань, с помощью песка и активированного угля, кипячением).
Детям предлагается получить из грязной воды чистую путем фильтрации).
(План последовательности действий обговаривается воспитателем с детьми и дается карта-схема. У каждого ребенка на рабочем месте все необходимое для проведения опытов. Данный опыт имеет следующую последовательность действий:
-Перед ребенком находится стакан с грязной водой, чистый стакан, кусок марли, вата, воронка.
-Из куска марли изготавливается марлевый фильтр;
-Затем он вставляется в воронку;
-Воронка с фильтром помещается в чистый стакан;
-Далее нужно перелить грязную воду в этот стакан, через воронку с фильтром;
-Вода должна очиститься, а грязь остаться на марле.
После того как дети закончат опыт с водой, воспитатель просит детей рассказать что они делали и для чего, а также к каким выводам они пришли в ходе опыта:
1) вода - жидкость, поэтому льется, течет;
2) она не имеет цвета и запаха (это зависит от того, что в нее налить, ведь от земли она имела серый цвет и пахла землей);
3) вода принимает форму сосуда, в который ее налить;
4) чистая вода – прозрачная;
5) воду можно очистить (этот процесс называется фильтрацией).
Опыт – эксперимент «лавовая лампа».
Алгоритм действий в данном опыте таков:
-Перед ребенком находится стакан с чистой водой, пищевые красители, емкость с подсолнечным маслом, таблетка аспирина;
-В стакан необходимо налить воду, добавить пищевой краситель
-В стакан с водой и красителем добавить масло и таблетку аспирина.
Выводы ходе эксперимента.
Дети должны сделать соответствующие выводы:
1) воду можно окрасить в желаемый цвет, если добавить в нее краситель;
2) масло легче воды, поэтому если его налить в воду, оно будет на поверхности воды;
3) за счет выделения воздуха капельки масла начинают двигаться;
4) вода имеет, в данном случае, цвет и форму, но не имеет запаха (если налить вместо краски клубничный сок, или капнуть эфирное масло с запахом, то будет иметь и запах).