Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей, уверенности в себе, стойкости к невзгодам.
Наше время – время стрессов. Всемирная организация здравоохранения признала: стресс – самая большая угроза здоровью в XXI веке. Грустная статистика показывает, всё чаще на развитие детей влияют психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семьях воспитанников.
Уважаемые родители! Помните! Из всех прививок, которые получает человек в жизни самая сильная – это «семейный иммунитет» - это прививка против болезней тела и души. Данный иммунитет ребенок приобретает, если в семье эмоциональное благополучие. Здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.
Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте о последствиях, прежде чем что-то категорично заявить своему ребёнку; не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали и, чтобы у ребёнка не развился в последствии комплекс неполноценности, вызванный устойчивым представлением о своей физической, психической или моральной ущербности.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
«Сильные люди не плачут» |
«Поплачь – легче будет», |
«Думай только о себе, не жалей никого». |
«Сколько отдашь – столько и получишь». |
«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)» |
«»Какая мама умница! Какой папа у нас молодец! Они самые хорошие!» |
«Дурачок ты мой!» |
«В тебе всё прекрасно». |
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» |
«Какое счастье, что ты у нас есть!» |
«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой (я) папа (мама)». |
«Каждый сам выбирает свой жизненный путь». |
«Не будешь слушаться – заболеешь». |
«Ты всегда будешь здоров!» |
«Яблоко от яблони недалеко падает». |
«Что посеешь, то и пожнёшь». |
« Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» |
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя». |
«Не твоего ума дело». |
«Твоё мнение всем интересно». |
«Бог тебя накажет!» |
«Бог тебя любит!» |
«Не ешь много, будешь толстым, никто не будет тебя любить». |
«кушай на здоровье». |
«Не верь никому, обманут». |
«Выбирай друзей сам». |
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить» |
«Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». |
«Ты всегда это делаешь хуже других». |
«Каждый может ошибаться! Попробуй ещё!» |
«Ты всегда будешь грязнулей». |
«Какой ты чистенький всегда и аккуратный! Чистота – залог здоровья!» |
«Ты плохой!» |
«Я тебя люблю любого!» |
«Будешь букой – останешься один!» |
«Люби себя, и другие полюбят тебя». |
«Всё хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфеты». |
«Всё в этой жизни зависит от тебя». |
Этот список вы можете продолжить сами. Подумайте, какие установки вам мешают жить, и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что – то из вашей жизни повторилось в ваших детях. Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занята…
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так…
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз тебе говорила!
- Нет! Я не могу!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Слова, ласкающие душу ребёнка:
-Ты самый любимый!
- Ты очень много можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.
Несколько советов:
- Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
- Не перехвалите ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
-Поощряйте в ребёнке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого ребёнка и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
-Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Подготовила: Н.А.Савина, воспитатель 1 квалификационной категории, по материалам журнала «Педагогический факультет