ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший дошкольный возраст охватывает период от пяти до шести лет жизни ребенка. Проявления некоторых особенностей поведения уже в этом возрасте может послужить сигналом будущего неблагополучия в развитии ребенка. Если вовремя обратить на них внимание, проанализировать причины их появления и принять меры, то многих сложностей можно избежать.

В силу возрастных особенностей та или иная сторона личности старшего дошкольника может качественным образом повлиять на его поведение, взаимоотношения с окружающими. Анализ особенностей старшего дошкольного возраста необходим для лучшего понимания специфики проявления агрессивности у старших дошкольников, а также - ее причин.

РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО

Положение ребенка в обществе в системе общественных отношений определяет систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на каждом возрастном этапе. Стремление соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно.

Социальная ситуация развития в старшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Идеальной формой в старшем дошкольном возрасте является образ взрослости. Взрослый выступает в обобщенной форме. Именно взрослый является тем посредником, который помогает ребенку войти в мир общественных отношений.

Основная тенденция старшего дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть как взрослый, занять новое, более «взрослое» положение в жизни, выполнять нужную для других людей деятельность. Для старших дошкольников характерно постоянное стремление к удовлетворению потребности в признании.
Таким образом, взрослый играет важную роль в психическом развитии ребенка и в период старшего дошкольного возраста. Отчуждение взрослого может стать причиной возникновения у ребенка таких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность. Однако все большее значение для ребенка-дошкольника приобретает формирование его взаимоотношений со сверстниками.

РЕБЁНОК И ГРУППА ДЕТЕЙ

Дети, начиная с пятилетнего возраста, становятся особенно особо чувствительными к оценкам со стороны группы. Трудности во взаимоотношении со сверстниками, неудовлетворенность потребности в признании, могут стать причинами агрессивного поведения в этот период.
Популярность ребенка в группе зависит от его личных качеств: уровня интеллектуального развития, приятного внешнего вида, живости в общении, а также его умения делать то, что наиболее значимо для данной группы. Также для детей старшего дошкольного возраста важны навыки межличностного общения: необходимо, чтобы ребята могли принять детей в свою компанию, понимать их потребности, чувства.
Коммуникативные навыки, умение общаться чрезвычайно важны для установления контакта с группой сверстников. Такие качества, как умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства и переживания требуют достаточного большого опыта общения. Если ребенок не владеет этими навыками общения, его поведение часто оказывается неадекватным ожиданиям группы, в связи, с чем он рискует оказаться "выброшенным" из детского коллектива.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

Потребность быть, как взрослый удовлетворяется ребенком в сюжетно-ролевой игре, которая развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Это и есть та деятельность, в которой ребенок осваивает систему человеческих отношений. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. С помощью игры ребенок в интересной и увлекательной для себя форме знакомится с кругом окружающих его явлений. В игре дети воспроизводят то, что видят вокруг себя и в деятельности взрослых. Отображая в играх жизнь окружающих людей, их поступки и трудовую деятельность, дети получают возможность более глубоко понять и прочувствовать окружающее. В игре возникают детское сотрудничество и взаимопомощь. Распределяя роли, обсуждая замыслы игры, помогая друг другу, группа детей становится коллективом.

Наличие правил в игре и требования им подчиняться способствует развитию воли старшего дошкольника. Положительное воспитательное значение оказывают здесь не только ролевые игры, но и другие виды игр, генетически с ними связанные: дидактические, драматизация, подвижные игры.

Игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Однако не всегда достигнутые в игре успехи переносятся ребенком в повседневное поведение. Проявляя заботу в игре, ребенок может тут же обидеть товарища по ее окончании. В организации таких игровых взаимодействий между детьми, которые способствовали благоприятному развитию их личности важная роль отводится педагогу. Именно он должен также способствовать «переносу» положительного игрового опыта в повседневные контакты детей друг с другом.

Игра, способствует развитию мышления ребенка: переход от наглядно-действительного к наглядно-образному и к элементам словесно-логического мышления.

Подготовила Н.А.Савина, воспитаттель1 категории,

по материалам журнала «Воспитатель ДОУ»

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0