С рождения ребёнка каждая мать и каждый отец становятся одновременно и его воспитателями-учителями. Эта общечеловеческая миссия начинается с первых дней жизни малыша. Общение «родители - ребёнок» обоюдно необходимо.

         У малыша потребность в общении возникает очень рано. Он ещё в пелёнках, а уже нуждается в постоянной близости матери.

         От того, как общаются с ребёнком близкие люди, как разговаривают с ним, понимают его, многом зависит успех воспитания.  В этой связи особенно важна эмоционально-нравственная культура общения с ребенком. Его радует и обогащает такое общение, которому сопутствует внимание, чуткость, заботливость, оптимизм, юмор, мажор.

         Для растущего человека семья с её эмоционально- нравственным климатом – великий учитель культуры общения: от того, в каком ключе настроено общение взрослых, зависят не только сиюминутные реакции ребёнка, но и то, как он в дальнейшем будет строить контакты с окружающими людьми. Ведь такие человеческие качества как общительность, доброжелательность, уважительность, спокойствие, выдержка, жизнерадостность, чувство собственного достоинства или угрюмость, резкость, высокомерие, некоммуникабельность глубокими корнями уходят в детство.

         Общение ребёнка с самыми близкими для него людьми – это и обогащение духовного мира растущего человека, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Постоянно соприкасаясь с взрослыми членами семьи, ребёнок многому учиться у них – перенимает модели их поведения, учится умению сочувствовать и сопереживать, обретает первые понятия добра и красоты, начинает ощущать, что он не один на свете. Даже обычные повседневные контакты с каждым из взрослых членов семьи в самых различных, жизненных ситуациях непременно обогащают, накладывают отпечаток на развивающуюся личность. С присутствующей для дошкольника подражательностью он перенимает от отца - мужественность, великодушие, рыцарство; от матери – мягкость, нежность, заботливость, женственность, деликатность; от бабушки – доброту, терпение, сердечность; от дедушки – выдержку, волю, человеческое достоинство…

         Дошкольный возраст – период познания мира, и наша задача – удовлетворять эту потребность развивающегося ребенка. Постоянное общение с ним – главный источник решения данной задачи. Но всегда ли общение с маленьким сыном или дочерью содержательно? Разве не случается, что оно ограничивается руководящими указаниями: «Можно», «Почему не слушаешь?», «Нельзя», «Надо поступить так», «Зачем ты это сделал?» и т.д. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с маленьким человеком. Чаще всего они посвящены тому как ребенок себя чувствует, не жарко ли, не замёрз ли, как ел в детском саду, как спал, не обидел ли кто («ну о чем можно разговаривать с несмышленышем!»).

Но ребенок не остается в стороне от жизни. Сколько событий происходит вокруг, которые его привлекают: рядом строят дома, школу, магазины, ремонтируют дороги, спортсмены ставят рекорды… Огромный мир, далёкие и в то же время близкие для ребёнка люди незримо присутствуют в его доме, в разговорах взрослых, на экранах телевизоров. Его интересует буквально всё – и мир природы, и мир искусства. Все это может стать предметом разговора  с дошкольником. Наша задача – помочь осмыслить впечатления, упорядочить их, дать им нужное направление, найти доходчивые слова и объекты для наблюдений.

         Совместные прогулки в парк, на стадион, за город. Само по себе все это создает наивыгоднейшие условия для общения с ребёнком, которое обогащает его эстетические представления, развивает познавательные интересы, чувство Родины.

         Если ребенок чувствует доброжелательность, расположение, заинтересованное к себе отношение взрослого, он с распахнутым сердцем идет к нему со своими мыслями, немудреными секретами, стремиться рассказать о том, что взволновало и задело его воображение, что удивило его и требует немедленного ответа.

         «Почему? Почему? Почему?» Ребенок вслушивается, всматривается, исследует, сравнивает, изумляется. Стремление к познанию – одно из ценных человеческих свойств, проявляющихся очень рано.

         Как отвечать на детские «почему?» Прежде всего отвечать, а не отмахиваться от вопросов, отвечать грамотно, не запутывать сознание ребёнка неверными или приблизительными разъяснениями. Не иронизировать, не подсмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов.

         Общение с маленьким человеком требует от нас терпения и такта, иначе мы не сможем ответить на его многочисленные «почему». Ведь разговаривать с ребенком – это значит непременно обогащать его своей мудростью, передавать богатство своей  души.

         Ребёнок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать.

 

Подготовила Н.А.Савина, воспитатель 1 кв.категории

 по материалам журнала «Воспитатель»

 

 

 

 

 

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0