Использование разнообразных средств

выразительности речи как одно из условий

развития ребенка в театральной деятельности.

 

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важно: нередко люди, содержательные и владеющие речью, настолько застенчивы, не уверенны в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно буквально присутствия двух-трех посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-либо персонажа. Это помогает им преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Из многообразных средств выразительности рекомендуется:

  • Во 2 младшей группе - формировать простейшие образно-выразительные
    умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • В     средней     группе     -     обучать     элементам    художественно-образных
    выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • В     старшей     группе     -     совершенствовать     художественно-образные
    исполнительские умения;
  • В подготовительной группе - развивать творческую самостоятельность в
    передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Можно использовать следующие упражнения.

Например, детям предлагают попроситься в теремок так, как просились Лягушка или Медведь (сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто был больше похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание - предложить одному ребенку разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. таким образом, дети непринужденно и ненавязчиво учатся перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

 

В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др.

Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово). При этом не следует забывать, что интонации воспитателя - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводить к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами вербального и невербального выражения. Без глубоко понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют:

  • Задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам)
  • Чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей,
    где ярко отражены разные состояния:
  • Беседа по прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям;
  • Дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин
  • Прослушивание музыкальных произведений.

Особое внимание детей надо обращать на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3-5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности.

Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщение этой деятельности интересным эмоционально-значимым для детей
    содержанием;
  • постепенность      и     последовательность     ознакомления     с     разнообразными
    вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

 

Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованных игр.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В театрализованной игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимание, воображение, логики, эмоциональной памяти, хорошего развития речи, мимики), т.е. умение держать себя в обществе.

Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • активизации мысленного процесса и познавательного интереса;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • обладанием навыками общения и коллективного творчества;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображение, инициативности, фантазии, речи;
  • создание положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Необходимо стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Главное - это понимание смысла и атмосферы пьесы. Хотелось бы, чтобы дети, основывались на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребёнка к музыке, театру, литературе, живописи.

Знакомить детей с театральной куклой и театральными играми необходимо начинать в первой младшей группе. Здесь необходимо стремиться вызвать положительные эмоции театрально-игровой деятельности, побуждая детей общаться с куклой, хорошенько рассмотреть её, поиграть с куклой. Так, незаметно для себя дети включаются театрализованные игры.

Со второй младшей группы и до выпуска из детского сада последовательно знакомить детей с различными видами кукольных театров. Происходить обучение детей приёмам управления куклами и обучение детей основам актёрского мастерства.

Начиная со средней группы можно объединить кукольный спектакль с театрализованной игрой в единое целое. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, т. к. кукла для них является той ширмой, за которую ребёнок стремится спрятаться в стрессовой ситуации. Ребята, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, обычно выбирают роли, в которых они участвуют как актёры драматического театра.

В старшей группе все дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько изменяется.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разборки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами. (Тростевые куклы, «люди-куклы»)

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности. Использование творчества в работе с детьми даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок может развиваться в удобном для него темпе. При этом необходимо избегать назначения одних и тех же детей на ведущие роли. Каждый ребёнок талантлив от природы, ему просто нужно помочь раскрыть свои особенности. В театральных играх, прежде чем выбрать себе роль, ребёнок пробует себя в каждой роли. Таким образом, дети сознательно выбирают ту роль, которая им ближе.

                                                            

 

 

 

 Подготовила: Н.А.Савина, воспитатель 1 категории

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0