ПУТЕШЕСТВИЕ НА «ВОЛШЕБНОМ АВТОБУСЕ»
Комплексное занятие в старшей группе.
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию познавательного интереса к окружающему в процессе формирования речи детей.
ЗАДАЧИ:
- Повторить и закрепить звукопроизношение отдельных звуков.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом, в подборе соответствующих прилагательных, в образовании существительных множественного числа, в составлении простых предложений по схеме.
- Обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром различных климатических поясов.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
Социально-Коммуникативная, познавательная.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: географический атлас, изображения различных климатических поясов ( савана, джунгли, лес и т.д.), фрукты и овощи, изображение животных разных стран, карта-маршрут по разным географическим поясам и странам.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Организационный момент.
Сюжетно-ролевая игра «Волшебный автобус».
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в «Волшебный автобус».
Я буду гидом, а вы пассажирами. Водителем сегодня будет Тимур. Наш кондуктор – Сальвина. (дети разбирают атрибуты к игре: водитель – руль, очки и бейсболку, кондуктор – сумочку с билетами, гид берет закрытую на замок сумочку с картой).
Гид – уважаемые пассажиры займите свои места.
Кондуктор – не забывайте приобретать проездные билеты
Водитель – внимание наш автобус отправляется в путь.
- Основная часть.
Воспитатель - гид: Ребята, мы в этом году много путешествовали. Где мы только не побывали – и в лесу, и в жаркой Африке, и на Северном полюсе. И сегодня у меня есть карта по которой мы и отправимся в путь. (пытается открыть сумочку, но у нее ничего не получается)
Вот не задача, замок не открывается. Поможете мне его открыть. Мы знаем считалочку, которая поможет нам справиться с этим замком.
(проводится пальчиковая гимнастика «Замок»)
«Замок»
На двери висит замок -
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Воспитатель: Замок открыт, мы можем отправляться в путь. Давайте посмотрим где нас ждет первая остановка. (воспитатель и дети рассматривают карту. Воспитатель - гид читает – Африка).
Воспитатель: Африка самый жаркий материк на земле. Вспомните, какие животные живут в Африке. (ответы детей).
Давайте мы с вами поделим эти слова на слоги:
ЛЕВ, СЛОН, НОСОРОГ, БЕГЕМОТ, ЖИРАФ, УДАВ, ЗЕБРА.
Воспитатель: В Африке находится самая большая пустыня на Земле. Вы знаете, что такое пустыня? (ответы детей)
Слово пустыня говорит само за себя: пустыня – значит «пусто». В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому дожди идут здесь очень редко. Здесь сухо и жарко и практически ничего не растет, только:
Проводится дыхательная гимнастика – напомнить о том, как правильно выполнять упражнения – вдох через нос на выдохе произносить звук.
Завывает ветер – [у].
Шуршит песок – [ш].
Ползают и свистят змеи – [с].
Воздух от жары звенит – [з]
Воспитатель: – Что сейчас мы произнесли?
(ответ детей – звуки)
– Какие бывают звуки?
(ответ детей – гласные и согласные)
-Какими бывают согласные звуки?
(Ответ детей – твердые и мягкие)
Воспитатель: Поскорее занимайте свои места и отправляемся дальше ( дети занимают места в « автобусе». И следующая наша остановка (воспитатель-гид читает) - Лес.
Лес это сложная система, где растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, протекают ручейки и маленькие речушки, живут птицы и животные. А вы знаете, какой бывает лес? (ответы детей). Лес бывает хвойный – здесь растут ели и сосны, лиственный- здесь растут березы, дубы. Лес бывает загадочный, красивый и страшный. Ну а в нашем лесу не страшно, потому что здесь обитают добрые и ласковые животные. Назовите мне их ласково:
ЛИСА – ЛИСИЧКА
ВОЛК – ВОЛЧОК
МЕДВЕДЬ – МИШКА
БЕЛКА – БЕЛОЧКА
ЗАЯЦ – ЗАЙЧИК
ПТИЦА – ПТИЧКА
ПАУК – ПАУЧОК
КОМАР – КОМАРИК
ЖУК – ЖУЧОК
ЗМЕЯ – ЗМЕЙКА
Воспитатель – гид: Отправляемся дальше. Посмотрите, что здесь нарисовано? (дети смотрят на карту и отвечают – горы)
В горы идти нелегко, в горы идти высоко. Надо сил набраться и как следует размяться. (проводится физкультурная минутка).
Руки на пояс поставим в начале
Влево и вправо качаем плечами
Вверх и вниз, вверх и вниз…
Выше, выше потянись…
Ну а теперь потянулись до пятки
Если сумели все в полном порядке!
Воспитатель-гид: Мы с вами и размялись. Занимайте свои места, наш автобус продолжает свой маршрут. Скажите мне, пожалуйста, какие бывают горы?
ВЫСОКИЕ, БОЛЬШИЕ, СЕРЫЕ.
А если это горы из снега, то это… снежные горы.
Из песка – песчаные
Из камня - каменные
Из льда – ледяные
Из земли - земляные
Воспитатель-гид: Ну а наши горы НЕОБЫЧНЫЕ. Посмотрите, что здесь растет. (ответ детей - овощи и фрукты)
Проводится игра «Один – много»
ЯБЛОКО – ЯБЛОКИ – МНОГО ЯБЛОК
ГРУША – ГРУШИ – МНОГО ГРУШ
ВИШНЯ – ВИШНИ – МНОГО ВИШНИ
КЛУБНИКА – КЛУБНИЧКИ – МНОГО КЛУБНИКИ
ПЕРЕЦ – ПЕРЦЫ – МНОГО ПЕРЦА
ОГУРЕЦ – ОГУРЦЫ - МНОГО ОГУРЦОВ
ПОМИДОР – ПОМИДОРЫ – МНОГО ПОМИДОР
- Рефлексия.
Воспитатель - гид: Занимайте свои места. Наше путешествие подходит к концу. (дети занимают места в автобусе, а воспитатель задает вопросы)
Что мы с вами сегодня делали? – путешествовали на «Волшебном автобусе»
Где мы с вами побывали? – в пустыне, в Африке, в горах, в лесу.
Что мы делали на каждой остановке нашего автобуса? – делили слова на слоги, играли с пальчиками, играли в разные игры, выполняли задания и так далее.
- Выход на самостоятельную деятельность.
Воспитатель: Сейчас вы можете продолжить путешествие. Кто займет место гида? Ну а кто не хочет путешествовать может нарисовать наше путешествие.