РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 49 «БЕЛОЧКА»,
_____________________________________________________________________________
Россия, 663300, Красноярский край, город Норильск, ул. Комсамольская, дом 40,( (3919) 481233, Е-mail: mdou49@norcom.ru
ОКПО 58801979, ОГРН 1022401630701 , ИНН/КПП 2457051713/245701001
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2017 – 2018учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
И.О. Заведующего МБДОУ «ДС № 49 «Белочка»
________________ Ю.Г. Розумец
«____» ___________ 2017г.
Протокол ПМПк МБДОУ «ДС № 49 «Белочка»
№ _____ от «____» ____________ 201__ г
Составлено с учетом мнения родителей (законных представителей)
___________________ «___» _______ 2017г.
(подпись, родителей) дата
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наименование разделов |
Стр. |
|
1 |
Целевой раздел |
4 |
1.1 |
Пояснительная записка |
4 |
1.1.1 |
Цели и задачи реализации Программы |
4 |
1.1.2 |
Принципы и подходы к формированию Программы |
5 |
1.1.3 |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики |
6 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения программы |
7 |
2 |
Содержательный раздел |
8 |
2.1 |
Содержание образовательной деятельности в образовательных областях |
8 |
2.2 |
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития |
9 |
2.3 |
Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений |
10 |
3 |
Организационный раздел |
11 |
3.1 |
Модель воспитательно-образовательного процесса с учетом традиционных мероприятий |
|
3.2 |
Организация режима дня детей |
11 |
3.3 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
11 |
4 |
Приложения |
12 |
4.1 |
Приложение 1Содержание работы педагога-психолога |
13 |
4.3 |
Приложение 3 Содержание работы воспитателей |
14 |
1 . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
- Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее - АОП) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 49 «Белочка» (далее – Учреждение) с воспитанниками, имеющими задержку психического развития.
АОП разрабатывалась в соответствии с:
- Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
- Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования и науки от 28 февраля
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26д;
- Методическими рекомендациями по разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утверждёнными приказом начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска от 05.03.2015 г. № 280-17.
АОП разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП) Учреждения, направлена на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, и психо-физических возможностей.
-
-
- Цели и задачи реализации АОП
-
- оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с задержкой психического развития и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов, развитие конструктивных навыков. Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
- создать ребенку с ОВЗ возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
- осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
- развитие эмоционально-волевой сферы – появление способности управлять эмоциями, то есть произвольного поведения;
- формирование самоконтроля, понимание своего эмоционального состояния, и состояния других людей, умение считаться с мнением других;
- выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении, формирование терпимости к мнению собеседника;
- обучение приемам саморасслабления , снятие психомышечного напряжения;
- обучение ребенка правилам хорошего тона;
- развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображении;
- расширение представлений об окружающем и обогащение словаря;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию АОП
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, (
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников.
При разработке АОП учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (
Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы. Учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического развития - все это принимается во внимание при использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы. Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы коррекционно-педагогической работы. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения. АОП предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.
На начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
1.1.3. Значимые для разработки и реализации АОП характеристики
Психолого-педагогическая характеристика: Ситуацию обследования не принимает, отсутствуют элементы критичности к результатам собственной деятельности. Общая мотивация низкая. Игра носит стереотипный, манипулятивный характер. Отдает предпочтение фигурам животных. В игре не учитывается обратная связь, как сюжетная так и эмоциональная. Фактически не возможна игра со сверстниками. Игра носит предметно-манипулятивный характер, сюжет отсутствует. Не проявляет заинтересованность в правильности выполнения задания. Испытывает трудности при сосредоточении на задании, инертин при выполнения задания. Не способен целенаправленно осуществлять деятельность, отказывается от выполнения заданий, отмечаются изменения эмоционального фона. Объем внимания, переключаемость и концентрация внимания на низком уровне, отражает выраженную не сформированность активного внимания, проявляющаяся в неустойчивости психической деятельности. Обследовать уровень развития слухоречевой памяти, скорости запоминания и.т.д. с помощью диагностического инструментария не представляется возможным, однако наблюдения за ребенком позволяют сделать вывод о том что уровень механического запоминания ниже возрастной нормы. Невозможно качественно охарактеризовать уровень интеллектуального развития, а также уровень развития пространственных представлений т.к. у ребенка отсутствует речевая активность, значительно сужен объем слухоречевой памяти. и.т.д. Не выделяет и не различает отдельные свойства предметов и явлений, уровень развития восприятия ниже возрастной нормы. Манипулятивная функция мелкой моторики ограничена, наблюдается неловкость пальцевой моторики. Крупная моторика: движения не координированы. Уровень сформированности пространственных представлений – низкий. Выражает эмоциональную привязанность к членам семьи и педагогу, самооценка не сформирована, уровень притязаний низкий, возможность адекватно оценивать результаты собственной деятельности – отсутствует. Эмоционально неустойчив, двигательно расторможен, не обладает способностью к волевой саморегуляции, выполнение монотонной работы сопровождается усилением эмоциональной лабильности. Интерес к игре со взрослым и сверстниками не проявляет. Тотальное недоразвитие всех высших психических функций, значительно снижена продуктивность и результативность выполнения как вербальных так и не вербальных заданий.
Речь не развита, речевым инструкциям не следует. В разговор со сверстниками не вступает, в совместной деятельности не заинтересован.
Математические представления не сформированы. Продуктивная деятельность не сформирована. При том, ребенок не проявляет интереса к материалу, использует предметы не по назначению. Интерес к конструированию не проявляет.
1.2. Планируемые результаты освоения АОП
Ребенок:
- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения другим людям и самому себе, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, старается подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общенияи;
- проявляет любознательность;
- склонен наблюдать,
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, имеет элементарные математические представления, а также представления о живой и не живой природе;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.