Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше развивается мелкая моторика его рук, и, следовательно, лучше и раньше разовьется его речь. Речевые и двигательные области в коре головного мозга расположены рядом, поэтому темп и уровень развития речи малыша напрямую зависит от развития тонких движений его пальчиков.
Мы подскажем несколько идей, чем можно занять малыша на кухне. Но ни в коем случае не отходите от ребенка, обязательно следите, чтобы он не засунул мелкие предметы в рот или нос!
1. Крупа на тарелочке. Следует на плоскую большую тарелку насыпать несколько видов круп. Ребенок щупает их, перебирает и сравнивает, а вы можете ему рассказать, откуда берется крупа, что можно с ней делать (например, сварить кашу).
2. Тонким слоем пластилина покройте лист пластика или картона. В разные тарелки насыпьте малышу рис, горох, гречку, а затем продемонстрируйте, какие узоры можно выкладывать, вдавливая в пластилин продукты.
3. Возьмите разные баночки, а также крышечки к ним. Малыш должен подобрать правильно крышечки ко всем баночкам.
При этом крышки можно использовать закручивающиеся или надевающиеся. Можно воспользоваться небольшими пластиковыми бутылочками, а также баночками от детского питания либо другими, которые вы сумеете отыскать на своей кухне. Ребенок, закрывая крышечки, тренирует свои пальчики и совершенствует мелкую моторику рук.
4. Налейте на тарелочку немножко сока от ягод. Ребенку дайте несколько кусочков рафинада. Пускай малыш опускает в сок кусочки по очереди, наблюдая за тем, как постепенно сок поднимается вверх, окрашивая в красивый цвет сахар.
5. Поставьте две чашки перед ребенком. В одну чашку насыпьте крупу, другую же оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как ложкой набрать крупу в полной чашке, а затем пересыпать ее в пустую. Когда в первой чашке крупы останется мало, научите малыша наклонять чашку, собирая в ней оставшуюся крупу.
6. Дайте ребенку пипетку, воду и формочки для льда. Воду можно окрасить соком, так будет интересней. Пускай малыш набирает в пипетку жидкость, а затем переливает в формочки. Игра эта отлично стимулирует развитие у детей мелкой моторики рук, а также концентрации внимания.
7. На плоское блюдо (поднос) насыпьте манку либо другую крупу. Пускай ребенок пальчиком рисует по крупе, изображая различные фигуры. Научите малыша рисовать некоторые простейшие фигуры: кружочки, квадратики, ромбы.
Усложните это задание, увидев, что малыш научился хорошо справляться с ним. К примеру, можно белые дорожки от пальцев засыпать крупой другого цвета. Обучите для этого малыша движению пальчиков, при помощи которого люди солят воду. Данная развивающая игра отлично развивает мелкую моторику рук, воображение и фантазию.
8. Дайте кусочек теста малышу. Ребенок будет с удовольствием лепить из теста, улучшая развитие мелкой моторики своих пальцев.
9. Развивающая игра «Сделаем бусы». Понадобятся макароны с крупными просветами и длинный шнурок. Ребенку необходимо будет нанизать на шнурок макаронины.
Подготовила: Е.В.Осокина,
инструктор по физической культуре
высшей категории
по материалам «Полезная гимнастика для детей», Л.И. Пензулаева