Рекомендации для педагогов
по взаимодействию с детьми разного типа темперамента.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Если у ребенка преобладают черты сангвинистического темперамента.
Ø Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки.
Ø Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки)
Ø Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством – это по силам такому ребенку.
Ø Целесообразно, небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий.
Ø Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.
Ø Учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у ребенка преобладают черты холерического темперамента.
Ø С пониманием относиться к проявлению активности ребенка.
Ø Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.
Ø Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.
Ø Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости.
Ø Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться).
Ø Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего. Считаться с желаниями других, просить, а не требовать.
Ø Необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента.
Ø Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка.
Ø Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий.
Ø Следует чаще хвалить его за скорые действия.
Ø Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера.
Ø Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег.)
Ø Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его.
Ø Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
Ø Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Если у ребенка преобладают черты меланхолического темперамента.
Ø Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
Ø Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки.
Ø Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, но уверенно, определенно.
Ø Ребенку полезно заниматься спортом.
Ø Необходимо разнообразить жизнь ребенка.
Ø Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.
Ø Важно развивать его общительность.
Ø Необходимо поддерживать у него положительные качества.