Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. Дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов в дошкольном учреждении — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны знать и уметь:
-Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого десятка из двух меньших.
-Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
-Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =.
-Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.
-Называть числа в прямом и обратном порядке.
-Соотносить цифру и количество предметов.
-Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
-Измерять длину предметов с помощью условной меры.
-Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
-Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
-Ориентироваться на листе бумаги.
-Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20.
-Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.
-Составлять число из единиц (в пределах 10)
-Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
-Называть текущий месяц, последовательность дней недели.
При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь.
Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.
С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.
Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический материал, картинки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент. Как это лучше сделать — зависит в значительной степени от вашего желания и изобретательности.
Для успешного обучения математике ребенок должен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.
Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.
Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Воспитатель нарисовал..., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.
Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше — меньше, много — мало и т.д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.
Наша задача и задача родителей — помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.
Подготовила: Н.В.Тупицына, воспитатель